Сценарист - Devin Grayson
Художники - John Bolton, Sean Phillips Девин Грейсон – фигура спорная.
В силу особенностей медиума и его любви к долгоживущим франчайзам с какого-то момента в комиксах оказались размыты границы между авторами и фанатами, «кухней» канона и фандомом, и Девин Грейсон из тех авторов, от которых фандомом несёт со всей очевидностью. Многие были фанатами, она же была фанфикером.
Я не уверена что история о том, что её наняли после того, как редактору попался на глаза её эротический фанфик про Бэтмена, правдива, но само существование этой истории знаково. И да, у неё были личные причины официально поменять имя, но сама выбранная ей фамилия… показательна. Написанное ей про Бэт-семью, а особенно про Найтвинга, Дика Грейсона, часто вспоминают как пример ответа на вопрос о том, что же будет, если откровенному фанату позволят писать канон про его самого любимого персонажа, пример «фанфика в каноне». Возможно, да что уж там, скорее всего, такое отношение и не очень справедливо, но вопросов к её творчеству в рамках Бэт-франчайза и вправду возникает очень и очень много.
User – авторский проект, что, учитывая, что таких у Грейсон всего два, сразу вызывает некоторый (пусть и слегка по вышеуказанным причинам скептический) интерес. То, что этот комикс был номинирован на награду GLAAD (Gay & Lesbian Alliance Against Defamation) , этот интерес подогревает, особенно в контексте «фандомности» Грейсон.
Так что же это?
Продолжение
Сюжет:
Жизнь Мэг, молодого офисного клерка, скатывается в бытовые беспросветность и безнадёжность после того, как её мать уходит из семьи, оставив дочерей и мужа, не желающего заботиться ни о Мэг, ни даже о её младшей сестре-школьнице и относящимся к ним скорее как к обузе отцом. После того, как коллега рассказывает Мэг о текстовых онлайн-ролёвках, она, создав персонажа–средневекового рыцаря, проваливается в новый огромный и интересный мир, полный необычных людей и прекрасных событий. И чем дальше, тем больше Мэг предпочитает этот мир реальному – благо реальный, не без помощи отца и его лучшего друга, становится для неё всё невыносимее…
Рисунок:
Просто отлично. И работа под акварельную фотореалистичность со скупой покраской в сценах в «реальном мире» ( за эту часть отвечал Шон Филипс, помимо прочего рисовавший Hellblazer, Marvel Zombies, Marvel Zombies 2, Criminal и Incognito) и сочетание уже слегка другой почти-фотореалистичности с нагромождениями угловатых простых объёмов и плоскостей в пятнах ярких, красок мира виртуального (тут постарался Джон Болтон).
Из моих отзывов может сложиться впечатление, что не нравящегося мне рисунка не бывает. Бывает-бывает, честно!
Мнение:
Вот никак не могу понять: эта вещь объективно неплоха, или она просто оказалась заметно лучше, чем я ожидала.
Потому что «против» тут очень многое: сомнительная репутация автора, «датированность» (серьёзно: ограниченное количество предоставляемых провайдером аккаунтов, диалап с повремёнкой, текстовые ролёвки в чатрумах, да, в конце концов, интернет-зависимость как пугалка… в две тысячи одиннадцатом читать об этом без ностальгической улыбки уже невозможно), очевидная возможность ухода в дешёвую анти-аддиктивную назидательность («не ходите, детки, гулять в интернеты, там ненастоящие люди, а вы завязнете и не заметите как лишитесь реальной жизни!»), откровенная мелодраматичность завязки…
Однако в данном случае то, за что Грейсон попинывают критики – очевидное влияние фандомной культуры на её творчество – оказалось неожиданным плюсом. Потому что проблема дешёвых назидательных историй в основном в том, что сочиняют их люди, с предметом знакомые весьма условно. Грейсон «там» была, и ей есть что сказать.
«Юзер» на поверхности оказывается именно тем, чего от него ожидаешь – историей о бегстве из реальности в виртуальный мир, о создании образа и, ну да, о зависимости.
Но только выводом внезапно оказывается вовсе не предсказуемое «так ты свои проблемы не решишь». Сеть – не чёрная дыра, без отдачи сжирающая личностные ресурсы, и играя роль, ты вполне можешь обнаружить ответы, на вопросы, которые в своей жизни реальной задать и не догадывался. Найти подход к реальности можно даже прячась от неё. Это ещё не полноценный разговор о новом восприятии композитной реальности, смывании границ и познании себя через формирование новой идентичности и общение с теми, кто занимается этим же, но начало положено.
А, ну и ещё кое-что: вам, наверное, интересно, за что же комикс получил эту номинацию GLAAD. Ну то есть, если вы, люди так или иначе в фандомную культуру включённые (эй, мы на дайри.ру!) сами ещё не догадались. Девушка создаёт себе персонажа в онлайн-ролевушке… надо ли продолжать? И хотя переосмысление идентичности конкретно сексуальной и не является главной темой истории, важным компонентом оно всё-таки остаётся. Спойлер.И даже со счастливым концом.
Upd:
Пишет
QVall:
User # 01User # 02User # 03