Сценарист - Kathryn Immonen
Художники - Tonci Zonjic, James Harren, Emma Rios
Обложки - Jelena DjurdjevicНу да, этот комикс очевидно виновен в некотором обмане потребителей. Потому что большинство читателей комиксов, видя на обложке фамилию "Иммонен" думают вовсе не о
Кэтрин, сценаристе плодотворном, но вовсе не маститом, а о её муже - отличном художнике Стюарте Иммонене, знаменитом благодяря своей работе над Nextwave: Agents Of H.A.T.E., комиксами марвеловской Ultimate-линейки и очень много чем ещё. В этом без сомнения есть определённая несправедливость, но, к сожалению, так уж получается.
Но прежде чем говорить о комиксе, сделаю не то чтобы небольшое лирическое отступление, с непосредственно "Геральдами" связанное весьма условно.Но прежде чем говорить о комиксе, сделаю не то чтобы небольшое лирическое отступление, с непосредственно "Геральдами" связанное весьма условно:
Супергероика – жанр всё-таки очень специфический. Кто-то скажет, что она – квинтэссенция сути комикса как художественной формы, и будет недалёк от истины хотя бы потому, что, во-первых, именно она первой предстаёт перед глазами, когда разговор заходит о комиксах, а во-вторых, по крайней мере до определённого момента кейпы были жанром, специфическим именно для комиксов (да и сейчас проявления жанра в других медиумах обычно так или иначе имеют первоисточником именно комиксы). О том, почему кейп-комиксы существуют, что они говорят о состоянии мозгов их авторов и читателей, каково их культурное значение и прочем в этом же духе, написано было много, причём в основном людьми в предмете разбирающимися заметно лучше меня, поэтому обо всём этом я сейчас не буду. Отмечу только несколько моментов: супергероика несомненно существует в жанровом гетто (что в кои-то веки обусловлено не загнанностью в него же медиума вообще – напротив, в данном случае связь скорее обратна, и комиксы оказались в жанровом гетто из-за уже упомянутой неразрывной связки-ассоциировании их с супергероикой), как и любой чётко выделенный жанр супергероика характеризуется собственным набором условностей, собственным языком и определённым рядом допущений, к которым привыкли и которые готовы, несмотря на местами их абсолютную несоотносимость с реальностью, данной нам в ощущениях, принимать на веру читатели-потребители (и тут я говорю как о ярых фанатах, так и о «мимопроходящих»), и значительную (а на этой стадии и большую, во всяком случае большую значимую) часть кейп-комиксов составляют принадлежащие корпорациям «долгие» франчайзы и их ответвления (тут мы почти касаемся темы континьюити… но именно что почти, иначе слишком уж долгий вышел бы разговор).
И вот в этом месте давайте поговорим о по-настоящему интересном: обо мне. Да, мне сложно писать отзывы на кейпы. Сложно по двум причинам. Во-первых, как я уже не раз говорила в самых разных местах, вот уже почти полгода как я… ну, не читаю супергероику. Я от неё подустала. А во-вторых, я поняла, что с отзывами на кейп-комиксы есть одна серьёзная системная проблема. То есть серьёзная она с некоторой вероятностью лично для меня, а вот системная очевидно для всех. Дело в том, что чтобы написать более-менее внятный отзыв на франчайзовый кейп-комикс нужно как минимум спокойно относиться к супергероике вообще (смотри слова про жанровость) и иметь представление о данном персонаже/франчайзе (и вот тут мы снова едва-едва затрагиваем континьюити). Без этого любой критик оказывается некомпетентен. Но при этом с этим любой критик по определению оказывается предубеждён. Иными словами, чтобы адекватно оценивать комикс о, допустим, Людях Икс, надо знать о Людях Икс столько, сколько о нём знают либо фанаты, либо маньяки с мазохистскими наклонностями (без них настолько зарыться в предмет, не являющийся объектом фанатского интереса очень сложно). И давайте будем честными друг с другом: маньяков в этой области всё-таки не так много (и я уж точно не из них… в большинстве случаев), то есть остаются фанаты. А вот теперь мы подошли к застопорившему меня вопросу: насколько фанат в принципе способен на адекватную оценку предмета фанатства? И я, попрошу заметить, вовсе не о том, что фанат не может не хвалить – отнюдь. Ну да, можно сказать, что всё это – несусветная чушь, и критик вполне способен оценивать, не будучи знатоком. Но и в этом случае мы никуда не уходим от главного вопроса о пристрастности, только теперь он звучит не как «вам нравится этот комикс или то, что он про соответствующего вашим представлениям о них Людях Икс?» или ««вам не нравится этот комикс или то, что он про не соответствующих вашим представлениям о них Людях Икс?», а как «вам не нравится этот комикс, или Люди Икс, про которых он?» или «как вы можете быть уверены, что вы (не) видите те или иные недостатки этого комикса, если вы не знакомы с Людьми Икс вообще?». Lose-lose situation как она есть. А лично мне не нравятся сомнения в моей способности выносить ту или иную оценку, даже если озвучиваю их исключительно я сама.
Ну и, сказав это, приступим, наконец, к «Геральдам».Ну и теперь про собственно «Геральдов».
Сюжет:
Где-то в космосе просыпается и начинает свой путь к Земле и ничего не подозревающей юной официантке Фрэнсис осколок духа и силы Фрэнки Рэй, Новы, героически погибшей годы назад. В это же время в Лас Вегасе Эмма Фрост неожиданно для самой себя празднует свой день рождения в компании Дженнифер Уолтерс (Ши-Халк), Пэтси Уолкер (Хеллкэт), Моники Рамбё (...слишком много псевдонимов), Валькирии и агента Абигайль Брэнд. Возвращение Новы застанет девичью компанию врасплох, но героини, вместе с присоединившейся к ним в какой-то момент Сьюзан Шторм будут готовы встретить неожиданную угрозу и дать ей отпор... а может быть и спасти её.
Рисунок:
Художников у "Геральдов", не считая нарисовавшую пинапные обложки Елену Джурджевич (да, это ещё один случай, когда, услышав фамилию, вы думаете прежде всего о муже), трое, и каждый из них приносит в комикс что-то своё.
Первый - Тонси Зонжик, знакомый читателям по Marvel Divas (то есть с двумя из героинь он уже знаком очень хорошо). В этом комиксе он... компетентен. Ну да, абсолютно все выглядят перманентно усталыми, с динамикой в экшене есть проблемы плюс рисунок подпорчен чрезмерно яркой покраской (колорист - Нейтан Фейрберн), но в общем и целом всё средне-нормально, особенно в сравнении с остальными.
Из остальных сперва скажу о появившейся на нескольких страницах предпоследнего номера Эмме Риос. Её рисунок нельзя назвать плохим, но в этом комиксе он очевидно не то чтобы к месту. Текуче-расслабленные даже в моменты предполагаемого напряжения линии и позы в сочетании с вечно закатанными глазами героев тут смотрятся очень странно.
Ну и третий художник - Джеймс Хэррен. Он делает... это:
Вглядитесь в эти непонятные амёбы тел и исполненные интеллекта лица!
Вот именно.
О мелочах вроде категорической неспособности запомнить, во что же одета Эмма, я и говорить не буду.
Мнение:
Этот комикс очевидно был написан с двумя целями. К сожалению, ни одна из них не звучала как «рассказать (интересную) историю о…». Я не знаю, от кого тут исходила инициатива, кто предложил и кто придумал концепт, насколько в создании серии поучаствовал редакторский произвол (и вот, кстати, одна из характерных черт кейп-франчайзов, как больших, так и мелких, но при этом являющихся частью общей вселенной: степень вмешательства менеджмента в процесс создания на всех стадиях), я, честно говоря, не очень хочу об этом думать и ещё меньше хочу это выяснять, лучше давайте посмотрим на результат.
Во-первых, «Геральды» - комикс, очевидно написанный «вокруг» концепта, идеи. Концепт-комиксы, как и вообще концепт-произведения, вовсе не обязательно плохи, они просто отличаются очевидной завязанностью на центральную задумку, с которой автору очень хотелось поиграть в той или иной художественной форме. История тут в принципе вторична в том смысле, что она в лучшем случае обусловлена концептом, а в худшем – существует просто потому, что должна же быть какая-то история. Плюс, концепты сами по себе могут быть ну очень разного качества, и это не может не влиять на итог. В данном случае мы имеем дело о стандартным для существующих в той самой «общей вселенной» героев концептом – тип-апом. Иными словами, «Геральды» - это комикс про то «что будет, если несколько супергероинь будут приключаться вместе». И вот тут Кэтрин Иммонен стоит без вопросов похвалить: тим-ап в кои-то веки не начинается с непременной для таких сюжетов драчки, случившейся в результате какого-то бестолкового непонимания! Да, это как с отличимыми друг от друга лицами персонажей у художников комиксов: печально, но общая ситуация такова, что это – уже повод для похвалы. Похвалу, правда, практически сразу же можно забрать назад: нестереотипность сбора «команды» не делает его менее бессмысленным. Смотрите: узнав, что Эмма Фрост не хочет отмечать день рождения в кругу знакомых и коллег, Скотт Саммерс отвёз её в Лас-Вегас, где он собрал для неё вечеринку-сюрприз из женщин, с которыми она в лучшем случае кое-как знакома (и которые между собой знакомы ровно настолько же кое-как). После чего свалил, оставив Эмму праздновать. Ура?
Я бы рада была сказать что в самом комиксе всё это написано так, что оно понятно и имеет смысл. Я была бы очень рада это сказать, поверьте мне.
Дальше, как и положено, девочкам надо приключаться, и девочки приключаются – сперва недолго и не всерьёз (к сожалению, потому что из их разборок с разбежавшимся по Вегасу содержимому лабораторий S.W.O.R.D. могло бы получиться что-то вполне забавное, хоть и очевидно вторичное по отношению к Nextwave) , а потом уже с размахом и значимостью для «общей вселенной».
И вот в этом месте мы переходим ко второй цели создания комикса.
Итак, во-вторых, «Геральды», через почти двадцать лет после её смерти, возвращают нам Нову. Ту, которая Фрэнки Рэй, получившая после несчастного случая в лаборатории своего приёмного отца, создателя оригинального Факела, огненную суперсилу, бывшая подружка Джонни Шторма и бывший же геральд Галактуса. Вот эту женщину:
Я не буду спрашивать «зачем?» - задавать такие вопросы бессмысленно, когда речь идёт о воскрешении персонажей в кейпах. Лучше поговорим о «как»… и ни в коем случае не в смысле «каким именно образом объяснено её возвращение» - этот вопрос кроме некоторых исключений (к которым «Геральды» явно не относятся) обычно лучше тоже не задавать. Так как же нам возвращают Нову? Довольно странно, слегка бестолково и с надуманной моральной дилеммой!
О последнем, пожалуй, скажу отдельно: суть в том, что «вернуться» прилетевший из глубокого космоса дух-призрак-энергетический образ со страшными силами Новы может, только соединившись с Фрэнсис, простой восемнадцатилетней официанткой из прекрасного места Непонятноиневажногде. Личности Фрэнсис после этого по большому счёту придёт конец, что в теории довольно неприятно и ставит героинь перед тяжёлым выбором: попытаться сразиться с обладающей огромной силой недоНовой, защищая идентичность Фрэнсис, либо же позволить Нове, коллеге, знакомой, подруге вернуться к ним, сожрав для этого невинную, но при этом совершенно незнакомую ни читателям ни героям жертву. На практике же дилеммы… не то чтобы нет, просто на исход её как-то плевать. Фрэнсис – пустое место (и да, в этом месте кому-то может придти в голову, что я просто в принципе ненавижу молодых девушек по имени Фрэнки), сочувствовать ей получается скорее в порядке следования общей идее о ценности даже самой мелкой и незначительной человеческой жизни, а Нова – существо из какого-то уж очень далёкого прошлого, которое к тому же в самом комиксе не вызывает ну совершенно никакой симпатии (особенно когда она начинает угрожать Валерии Ричардс). И если первое ещё можно было бы объяснить как авторский приём, призванный сперва поставить читателей на место подруг Фрэнки, которым призрак своей мёртвой Новы важнее живой и настоящей, но чужой Фрэнсис, а потом, прямо озвучив эту точку зрения в тексте устами не самых приятных в данной ситуации персонажей, ударить читателей под дых осознанием болезненности собственной системы приоритетов, то второе этот гипотетический приём совершенно обессмысливает.
Ну что ещё? Ещё там есть Фантастическая Четвёрка, с Джонни Штормом, появляющимся, потому что Нова, и исчезающим, потому что про женщин, и местами очень трогательным Ридом Ричардсом.
Есть диалоги и лёгкие перебранки между героинями, настолько милые, что создаётся (возможно верное) ощущение, что ради них всё это и писалось.
Есть непонятные провисания в сюжете и отдельные моменты, вроде конца третьего номера, понять которые можно только из краткого изложения происходящего в следующем номере. Есть рисунок, о котором уже было сказано.
В принципе, думаю, фанатам отдельных героинь (особенно Хэллкэт и Эммы Фрост) комикс может даже слегка понравиться. Но в общем читать это скорее не надо. Что очень печально, ещё и потому, что мне всячески хочется поддерживать женщин, работающих в индустрии.
Забавно то, что попроси меня кто озвучить мои впечатления от комикса двумя-тремя фразами, я бы сказала что-то вроде «Никак. Довольно бестолково и не очень понятно, ну его». Пожалуй, ребята со Спайдермедии были в чём-то правы и я излишне негативна. Хорошо, в следующий раз напишу о чём-нибудь однозначно понравившемся… скорее всего.
Скачать