Accelerate (2000)
Издательство - Vertigo
Сценарист - Richard Kadrey
Художники - Arnold Pander, Jacob Pander
Обитательница футуристического Лос-Анджелеса, заброшенный подросток Марн получает сообщение от Каттера, её убитого год назад бойфренда. Следуя его указаниям, Марн, заручивших помощью своих друзей, подпольщиков с генетическими уродствами, Марн пытается, не попавшись в руки к полиции, выйти на связь с Флэш-Племенем, группировкой, чьи члены известны своим пристрастием к «Ускорению», веществу, расширяющему сознание и трансформирующему способ взаимодействия с реальностью…
Продолжение
Если верить Гуглу, Ричард Кадрей – неплохой (ну, во всяком случае признанный) автор в том числе Metrophage, одного из ключевых киберпанк-романов 80-х.
Нет-нет, я даже готова в это поверить.
Но Accelerate – натужное уродливое дерьмо.
Этот комикс – бестолковый беспорядочный клубок случайных штампов, идиотических подростково-бунтарских клише и технолепета.
Состоящие из мутировавших от химикатов детей отравленной среды молодёжные группировки, называющие себя «племенами», делят между собой кибернетезированное урбанистичное пространство и бегающие от полиции, которая, разумеется, представляет интересы богатых и равнодушно-алчных. Разумеется, нам не объясняют, что и почему глобально происходит в этом мире.
В лучших традициях тинейджерских мечтаний есть Система, которая по умолчанию пожирает всё вокруг, и которую надо уничтожить, в том числе и изнутри. Необходимость этого уничтожения оправдывает любую асоциальность поведения героев, превращая их в положительных персонажей по факту восстания против истеблишмента. При этом сама Система, её устройство и внутренний механизм показываются весьма условно, «чудовищность» её концентрируется в имущественно-классовом расслоении, жестокости
полицейских операций (которые, однако, не в силах ни глобально решить проблему «племён», ни остановить частные перемещения и выкрутасы героев – полиция тут в лучших традициях антиутопий низкого пошиба одновременно крайне жестока и до категорической некомпетентности всех задействованных лиц неэффективна) и намёках на таинственные «правительственные» (они всегда правительственные) эксперименты на людях.
Герои бегают от Системы, и каждая их остановка используется как повод скинуть на читателей ещё несколько перегруженных заковыристыми словечками концептов. Сами по себе концепты довольно любопытны, но малый объём и заданная скорость движения сюжета затирают их в белый шум поверхностных деталей. Мир комикса оказывается потенциально интересным, но невыносимо сумбурным. Создаётся впечатление, что убийственно демонстративная «крутость» и образ общей «информационной насыщенности» для автора важнее хоть сколь-нибудь глубокого раскрытия как мира, так и персонажей, индивидуальность каждого из которых если и существует, то принесена в жертву визуальному воплощению и месту в сюжете. В результате хоть сколько-нибудь волноваться за героев не получается, и их личные трагедии оказываются ещё одним звуком в том самом белом шуме.
Мне даже сложно сказать, какова во всём этом доля вины художника, но отвратительный рисунок явно как минимум усугубляет ситуацию. Грязное, мутное, рваное перегруженное пространство страниц комикса населенное кривыми уродцами. Да, я знаю, что у художников есть номинация на Айснера! Мне плевать: эта дрянь всё равно практически нечитабельна. Покраска, конечно, сильно подпортила ситуацию, но даже без неё без нервного тика можно смотреть лишь на некоторые страницы.
И отдельный мелкий момент: время действия. Да, я понимаю, что мир не стоит на месте, и несправедливо, например, предъявлять претензии к автору, которому точка «пятьдесят лет спустя» казалась временем высокотехнологичного будущего. Но Accelerate опубликован в двухтысячном, а события, которые нам показывают, происходят в… 2015-2016-ом. В киберпанк-Лос-Анджелесе, где «почти каждый младше пятидесяти – химическое дитя, которое не должно было родиться». Герои комикса родились в 90-х, если не раньше. Автор, чем ты думал?!
Я понимаю, что это мелкая глупая ошибка, но дело как раз в этом: это мелкая, глупая ошибка, не сделать которую было бы элементарно.
Four Horsemen (2000)
Издательство - Vertigo
Сценарист - Robert Rodi
Художник - Esad T. Ribic
«Четыре всадника» - одна из мини-серий, выпущенных Vertigo в
пятую неделю в начале 2000-го года под общим заголовком V2K. Насчёт остальных пока не знаю, но тут тематика «2K» очевидна: в новогоднюю ночь, когда одно тысячелетие сменяется другим, четыре всадника Апокалипсиса спускаются на Землю, чтобы принести предсказанное разрушение. Но, проведя ночь в наблюдениях за современным миром, они, возможно, поймут кое-что новое про своё место в нём…
Продолжение
Как можно догадаться из предыдущего абзаца, этот комикс посвящён рассуждениям про людей и общество. Несколькими переплетёнными между собой историями жизни простых (и не очень) людей всадникам, а вместе с ними и нам, демонстрируют различные аспекты человеческого существования, и в каждом номере один из всадников, руководствуясь узнанным, переосмысляет свою роль в новом тысячелетии.
Теоретически эта вещь могла бы быть очень хорошей: из «соприкасающихся жизней» сделать нечто интересное довольно просто, а уж если вложить туда немного более-менее пристойных рассуждений, то выйти может и вовсе конфетка. На практике истории, несмотря на затрагиваемые темы (аборты, Большие Деньги, расизм…), оказываются скорее скучными, а выводы выглядят притянутыми за уши, а местами и вовсе неисправимо наивными.
Чем дальше, тем больше сомнений вызывают (очевидные) тезисы автора, если связь голода с размножением очевидна (но усмешку вызывает то, что связка делается за стойкой бара в Нью-Йорке, а не в Китае или Пакистане), то уже Война, понимающий, что в руках корпораций деньги стали самым главным оружием, заставляет скептически прищуриться: неужели «борьба за ресурсы» - новое явление. Дальше всё только усугубляется.
В целом комикс выглядит нытьём человека, которого (по понятным, но не отрефлексированным причинам экзистенциального толка) пугает будущее, но который при этом на самом деле довольно мало знает как о реальном, а не мифологизировнном прошлом, так и о настоящем. Ближе к концу нам показывают срывающегося с катушек от постоянного белого шума случайных кусков информации подростка. Подростка, потому что, как мы все знаем и особенно хорошо поняли в последние годы, именно у молодёжи возникают проблемы с адаптацией к перегруженному несвязанными данными информационному пространству!
Я не говорю, что это невозможно. Я говорю, что это плохая иллюстрация для делаемого вывода.
Рисунок Иссэда Рибика тут трагически растрачен бестолку. Нарисованная им для Marvel мини-серия “Loki” была монументально-великолепна, как великолепны и выполненные им в том же стиле обложки «Четырёх всадников». Но внутри его довольно неплохой карандаш красит Джеймс Синклер, и эта пристойная но плоская, а местами откровенно скучная (в данном случае однотонные страницы не оправдывают своё существование малоэффективной работой «на настроение») покраска делает рисунок стандартным, серым и оттого незапоминающимся. Насколько незапоминающимся? Настолько, что до того, как я, через несколько месяцев после прочтения как первого, так и второго, вновь открыла эти комиксы, я была уверена, что “Four Horsemen” и “American Freak” нарисованы «примерно одинаково», выползли из одного мутно-серого болота.
Finals (1999)
Издательство - Vertigo
Сценарист - Will Pfeifer
Художник - Jill Thompson
Государственный университет Нокс не зря считается самым прогрессивным учебным заведением США: его студенты не читают учебники, и не сидят на лекциях – от них требуют практической демонстрации своих знаний!
ПродолжениеБиологи разрабатывают супер-стероиды, которые с радостью принимают члены университетских спортивных команд. Ребята, специализирующиеся на безопасности, покупают в университетском магазинчике оружие и останавливают беснующихся спортсменов. Политологи организовывают настоящие войны.. Иными словами, это очень весёлое место, и пятерым героям вот-вот предстоит его закончить. Но для этого Нэнси (специализация: религия) надо разобраться с организованным вокруг неё культом, её парню Уолли (кинематограф) снять гениальное кино, Дэйву (уголовное право) ограбить магазин, а Тиму (физика) собрать наконец свою машину времени – и то, что он уже знает, что у него получится, легче задачу не делает. Меньше всего проблем у Гэри (антропология) его возвращение в примитивное состояние проходит просто отлично – он уже начал кидаться на людей!
Ну да, это (всё ещё не знаю, как это переводить) high concept-комедия. Черная комедия, если быть точнее. Сатиры там при всём при том на удивление мало – происходящее очевидно не имеет отношения к реальности (что нам показывают отдельно, когда Дэйв сдуру решает явиться с пушкой в бар, находящийся за пределами университета и в «нормальном мире»), и любые выводы могут быть применены к нашей жизни с очень большой натяжкой. Единственный более-менее серьёзный месседж, в наличии которого можно заподозрить «Finals» - это издёвка над ноющими о «неприменимости к жизни» даваемых высшим образованием «глубоко теоретических» знаний.
Большинство персонажей трогательно-несимпатичны, что позволяет смеяться над их злоключениями, а не сочувствовать им, и когда события чем дальше, тем больше скатываются в безумный сюр на грани абсурда, отстранённость от проблем этих откровенных социопатов помогает радоваться показываемому без тени чувства вины.
Карикатурная сущность происходящего подчёркивается карикатурно-преувеличенным рисунком Джилл Томпсон. Рисунок этот более уместен, чем красив, но красоте не то чтобы есть тут место. В отличие от смеха.
Ну да, возможно история могла бы быть и позубастее, и, может быть, стоило бы добавить чуть больше той самой связи с реальностью. Тогда Finals могли бы быть не просто милой, смешной, но всё-таки безделушкой. С другой стороны, держащаяся прежде всего не на наборе точечных шуток, а на сюжете, смешная комедия – это не так уж и мало.
Скачать всё можно в
торренте.