Недели полторы назад у меня случился довольно любопытный разговор, в ходе которого мой собеседник, читавший тогда Supergods - эпический труд Гранта Моррисона об истории, значении и смысле супергероев - сказал, помимо прочего, что скорее всего именно вокруг изложенного в этой книге будет в ближайшие несколько лет закручена большая часть околокомиксного дискурса. В ответ я, не читавшая книгу, усмехнулась.

Потому что нет.


Возможно Грант Моррисон написал по-настоящему умные, глубокие и интересные вещи (я сказала возможно), но если я чего-то и знаю о мире комиксов, так это коньюктуру. Нет, комиксы Моррисона отлично продаются, и тут перемен не предвидится. И да, его всё ещё обожают и будут обожать простые фанаты.
Но заслуживающее внимания дискуссионное пространство создают не они. Те же, кто делает это, испытывают всё меньше и меньше желания всерьёз слушать Гранта Моррисона.

В чём же дело?

Как мы все знаем, в этом году как-то особенно сильно заполыхал не затухающий как минимум с конца восьмидесятых годов прошлого века конфликт между авторами комиксов и издателями, так называемая проблема "прав создателей". DC всё-таки решило издать Before Watchmen, Marvel заработало огромные деньги "Мстителями", не переставая при этом судиться с семьёй Джека Кирби, одного из оригинальных создателей команды, от Большой Двойки один за другим начали сваливать создатели с Именами (особо отличилось тут DC, к недовольным которым недавно добавился ещё и Грег Рака, но и Marvel потеряло, навскидку, хотя бы Эда Брубейкера), что дало повод для комментариев о том, что, возможно, время Имён, работающих над франчайзами, прошло, при этом профессионалы индустрии наконец-то научились активно использовать ресурсы Интернета, и стали ещё менее зависимыми от Большой Двойки. Всё это привело к оживлению разговора о том, как издательства обращаются с фрилансерами и о правах оригинальных авторов больших франчайзов. И люди, говорящие и пишущие об этом медиуме то, что стоит слушать и читать, единодушно, хоть и в разной степени, встали явно не на сторону корпораций.
А что же Грант Моррисон? Грант Моррисон, один из успешнейших и популярнейших комикс-сценаристов последней четверти века? Грант Моррисон, любимец фанатов, о чьём творчестве притом не стыдно говорить всерьёз? Грант Моррисон, чудак и эксцентрик, любитель магии и левого анархизма?

Гранту Моррисону плевать.

Или даже хуже.

Огромные цитаты и множество ссылок


Смотреть на эту ситуацию можно по-разному. Кто-то скажет, что мы наблюдаем типичные последствия проявления недостаточной почтительности к остромодной священной корове. Кто-то сосредоточится на этическом аспекте и решит, что человек, которому настолько плевать на униженных и оскорблённых, попросту не заслуживает ни внимания, ни денег. Кто-то же отметит, что, как бы там ни было, мягкое игнорирование бушующего до сих пор и едва ли не ключевого для формирования индустрии конфликта в любом случае не может не обернуться невозможностью полноценного анализа, а стремление глубоко цеплять своим творчеством как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне едва ли сочетаемо со стремлением быть одинаково принятым публикой после каждой смены шкуры.

Грант, конечно, будет в порядке. Его новый проект собирает неплохие отзывы, народ в восторге от его конвенции, а сам он за достижения прошедшей недели справедливо получает от лично меня премию имени Скотта Снайдера ("Заткнись уже!").

В конце концов то, что для внятных критиков и теоретиков медиума его имя теперь находится всё ближе и ближе к имени Стражински, можно и пережить, так?