Рисунок:
Смотря на страницы "Ста пуль" глазами, тогда ещё натренированными на мейнстримную супергероику, я не могла понять нравится ли мне работа Эдуардо Риссо. Здесь? Я в восторге. Выделенная, усиленная, очерченная монохромностью текучесть форм, яркие акценты, выражения лиц. Не всё здесь красиво, не на всё приятно смотреть, но каждое лицо тут - характер, каждое движение имеет значение, каждый кадр - рассказывает историю. Пожалуй вот это самое главное, и вот это делает рисунок отличным: он рассказывает историю. Здесь слова выглядят вспомогательным инструментом, пояснениями, дополнительными материалами. Это прекрасно.
О том, почему это плохо, я расскажу ниже.
Мнение:
В описании комикса на обложке нам обещают «полностью свежее и оригинальное переосмысление мифов». Это… правда.
Может быть я просто плохо знакома с различными вариантами вампиров, но что-то мне не вспоминаются «вампиры», которые стали бы таковыми, по каким-то (необъяснённым) причинам пережив странную (необъяснённую) «световую болезнь», были бы абсолютно неубиваемы (нет, осиновый кол не помогает, отрывание частей тела – тоже), возвращались к жизни от заживляющего любые их раны света солнца, питались бы нормальной пищей и пили бы кровь исключительно от злости или для срочного восстановления истощившихся сил.
Бессмертие, как оно показано нам тут – статическое состояние. Оба «вампира» застыли в ролях и в положениях, которые занимали при смерти. Ребёнок и шлюха.
И о каждом из них надо сказать отдельно

Вам надоели эти вечные герои-плаксы, постоянно убивающиеся из-за того, что их «преследует злой рок», и что люди вокруг них умирают? Герои, винящие себя в том, что все, к кому они хоть чуть-чуть привязываются, оказываются под ударом? Герои, не могущие простить себе то, что враг, преследуя их, убивает каждого, кто решается им помочь?
В таком случае, этот комикс – именно то, что вам нужно. Его главному герою, мальчику-вампиру плевать.
Нет, серьёзно.
Дело не в том, что получившийся характер неправдоподобен. Напротив, в нём есть нечто трогательно-настоящее: перед нами не привычный для историй о вампирах тысячелетний взрослый в детском теле, нет, тут нам показывают навсегда застрявшего в детском эгоцентризме избалованного принца, который много где был и много что видел, но он так и не повзрослел. В полном соответствии с этим эгоцентризмом построен и весь сюжет: от бесконечного проговаривания безымянным мальчиком своих проблем до восхищения дружественных персонажей «особенностью» героя, их веры (напрасной) в его высокое предназначение и желанием помочь ему, забывая о собственных интересах и рискуя жизнями своими и близких, вплоть до того, что попытка жить самостоятельной жизнью после встречи с прекрасным созданием заканчивается для всех участников крайне плачевно.
То, насколько оправданной кажется подобная зацикленность, зависит, подозреваю, прежде всего от того, насколько заинтересован в герое будет конкретный читатель, насколько он будет готов симпатизировать несчастному вампиру. Меня этот нытик (да, не расти плохо, но если ему так надоела вечная жизнь, почему, забыв даже пока о в этом смысле странном конце, он продолжает бегать от Амаси?) в какой-то момент стал просто раздражать.

Кстати о многом, увиденном героем за пять тысяч лет своего существования: как персонажу, так и вообще комиксу крайне пошло бы на пользу, если бы использовал в рассказах о прошлых годах чего-то кроме, стандартных персонажей, общих мест и заезженных историй, ну или по крайней мере хоть чуть-чуть с ними поиграл. Потому что без хоть какого-то встряхивания, многостраничный рассказ о семи чудесах света смотрится как абсолютно случайный кусок общеизвестной информации с прилепленным сбоку «и он там тоже был!».

А вот антагонист тут по своему крайне примечательный.
Пятитысячелетняя Амаси зарабатывает деньги пип-шоу и проституцией. Спит она с мужчинами явно не от особого желания (не в бессмертном состоянии уж точно), и при этом ей очевидно нравятся радости жизни, которые можно купить за деньги.
У вас не возникают вопросы? Вроде «почему пять тысяч лет спустя она всё ещё делает это на этом уровне?» Практическая проблема со ставкой на красоту и сексуальность в основном в том, что временное окно мало, а конкуренция велика, но даже в этих условиях многим удаётся сорвать джек-пот, так почему же вечно молодая и безусловно-привлекательная для всех мужчин и готовая использовать свои таланты на полную катушку вампирша пять тысяч лет спустя всё ещё разменивается на клерков с дрожащими руками?
Впрочем, почему оно так, вполне понятно: образ женщины-змеи, вамп (ха!), злонамеренной, готовой и способной добиться чего и кого угодно при помощи своего тела обладает определённой привлекательностью, а возможностей демонстрации определённых его проявлений на «низких уровнях» заметно больше. Иными словами, если бы Амаси предстала перед нами женщиной, сумевшей добиться определённого уровня достатка, и оттого не вынужденной на каждом шагу спать с очередным презираемым ей типом, в комиксе было бы меньше секса и наготы. Раз в двадцать. Пришлось бы удовлетвориться всеми этими изображениями Амаси в агресиввно-соблазнительных и совершенно непрактичных нарядах. А мы ведь не можем этого допустить, так?

Если быть чуть серьёзнее, то автор показывает нам примечательную вещь: женщину, у которой есть сила (как в переносном смысле, так и в буквальном, хотя в этом месте можно вспомнить традиционность метафоры «вампиризм-секс» и сделать вывод, что вся сила Амаси про секс), но которая принципиально неспособна использовать её, чтобы получить власть; женщину, для которой секс – средство манипуляции, но не получения удовольствия (за одним мимолётным исключением, которое выглядит вставленным сюжетного поворота ради); женщину без амбиций и без целей, но с разрушительной мономанией; женщину, пустота которой не позволяет её понять трагичность собственного существования. Её история – история соблазнений множества в том числе примечательных исторических и мифологических фигур. Она соблазнила Мерлина, и погубила его. Она соблазнила Иуду, и, повинуясь её воле он продал Христа. Жрица змей. Вы поняли намёк? Поняли? Точно поняли? Он, знаете ли, крайне тонкий!
Амаси – Шлюха. Разрушительное создание, использующее свои чары, чтобы уничтожить мужчин вокруг себя. Она способна свести с ума, способна увести с пути, но добиться чего-то надолго неспособна, потому что в ней ничего нет. Она коварна, но ум ей не положен. Она – враждебный, но тем не менее объект.
Чёрт, настолько чистейший пример одного из старейших женоненавистнических образов в мировой культуре – это в наше время истинная редкость.

Второстепенные персонажи представляют собой набор штампов и клише, в том числе расовых, поэтому говорить о них не стоит. Лучше поговорить о комиксе вообще, благо поругаться можно и тут.
У Vampire Boy есть одна серьёзная проблема: он безбожно растянут. В нём происходят события, но… это одни и те же события! Четыре раза! Три, если быть особо милосердной. Ах, злобная Амаси оказалась жива и продолжает, используя свои чары, преследовать наших героев, оставляя за собой горы в то числе совершенно случайных трупов! Снова!
Эта растянутость вместе с постоянным повторением одних и тех же слов, возвращением к одним и тем же эмоциям, пережёвыванием одних и тех же травм и при этом временами мгновенным забыванием казалось бы важных и крайне болезненных событий создают странное впечатление. Иногда кажется, что автор писал не единый графический роман, весьма условно и довольно неравномерно разбитый на четыре части (и нет, повторения не распределены по одному на часть), а долгую серию на много номеров, в каждом из которых ему хотелось напомнить подзабывшим за прошедшее время читателям, кто есть кто и что тут происходит. В не ограниченной заранее заданным количеством номеров серии повторение сюжетных ходов могло бы и пройти на ура или, во всяком случае не зацепить взгляд, но в в оригинале поделённой всего на четыре части истории, и уж тем более в читаемом разом графическом романе на пятьсот страниц? Нет.
И да, в данном случае пятьсот – это слишком много.

К тому же в какой-то момент, где-то с середины последней трети комикса, его текстовая часть, до этого бывшая просто проблемной, превращается в откровенно невыносимую. Удивительно, что работая с настолько выразительным рисунком, сценарист принципиально отказывается доверять художнику. Персонажи как будто застряли в смеси Золотого и раннего Серебряного века и плохой мыльной оперой – они проговаривают каждое своё действие, постоянно повторяют уже известную информацию и без устали утверждают очевидное. Понятно, что в какой-то степени проблема может быть в переводе, но когда искусственно звучащие диалоги и внутренние монологи смыкаются с уже упомянутой проблемой непонятной «сериальности» нарратива, в итоге получается нечто непотребное. Особенно учитывая, что картинка в большинстве случаев говорит достаточно. Контраст между (к счастью для общего впечатления расположенной почти в самом конце) бессловесной погоней, составляющей едва ли не сильнейшие страницы комикса, и соседними с ней наполненными бесполезными словами страницами поражает.

Мелкие претензии я лучше соберу в список, так будет легче.
Итак, помимо прочего в этом комиксе есть:
- Герои, очень не хотевшие, чтобы Амаси нашла свою отрубленную голову. Именно поэтому они закопали эту голову во дворе дома одной из героинь, где Амаси за несколько недель до того, устроила кровавую баню, а тело позволили похоронить на кладбище того же города. They’re smart like that.
- Внезапно появляющийся в конце Тайный Орден, который тысячелетиями ищет бессмертных и пытается привлечь их внимание, чтобы раскрыть им тайну смерти. Появление этого ордена каким-то образом связано с давней магической болезнью… но поскольку они уже ничего не помнят, мы тоже ничего не узнаем.
- Тринадцатилетняя девочка, на третий день знакомства прыгающая в постель к своему первому парню, при полном доме умиляющихся взрослых.
- Самая романтическая
история любви, которую вы когда-либо читали!
- Гомоф… а, нет, стоп, давайте лучше вы сами решите, есть ли там гомофобия.
В всём комиксе мы нам показывают двух мужчин, с нетрадиционными сексуальными пристрастиями. Вот они:


Первый вдобавок ещё и педофил (не путать с просто педофилом, которого нам тоже показывают). Второго Амаси заставляет работать на себя, угрожая увести его мужчину. Ой, стоп, это значит троих, извините.
Хорошо, на самом деле пяти, давайте будем считать только тех, чьи лица мы можем рассмотреть, хорошо?
В итоге мы имеем любопытную вещь: прекрасным рисунком, сочетание которого с тяжеловесным нарративом время от времени заставляет вспомнить Фрэнка Миллера (только с меньшей долей концентрированного маскулинного безумия и большей долей женоненавистничества) нам рассказывают переполненную бесконечными повторениями закрученную вокруг двух не слишком приятных персонажей, набитую обидными стереотипами и местами отвратительно написанную историю. С другой стороны, кровь, секс, страдания и потуги в мистицизме на месте, так что не страдающим особой текстовой чувствительностью комикс может и понравится. В общем и целом Vampire Boy - комикс, вызывающий скорее сожаление и обиду за бездарное использование отличного художника.

Возможно, Карлос Трильо действительно был отличным писателем и сценаристом. Скорее всего, даже тут его мастерство проявилось в не-текстовой части комикса. Но, учитывая всё остальное, возникает большое желание решить, что всё, что здесь сделано правильно – исключительно заслуга Эдуардо Риссо.
"Солнечные" вампиры - оригинальный подход
"Я и мой крестовый поход против краткости"
Спасибо!
Ага, он же, и да, я вспомнила).
izanamder, я честно признаюсь: я сериал не смотрела, и вывод сделала из источников, так что утверждать не возьмусь.