
Если верить Гуглу, Ричард Кадрей – неплохой (ну, во всяком случае признанный) автор в том числе Metrophage, одного из ключевых киберпанк-романов 80-х.
Нет-нет, я даже готова в это поверить.
Но Accelerate – натужное уродливое дерьмо.
Этот комикс – бестолковый беспорядочный клубок случайных штампов, идиотических подростково-бунтарских клише и технолепета.
Состоящие из мутировавших от химикатов детей отравленной среды молодёжные группировки, называющие себя «племенами», делят между собой кибернетезированное урбанистичное пространство и бегающие от полиции, которая, разумеется, представляет интересы богатых и равнодушно-алчных. Разумеется, нам не объясняют, что и почему глобально происходит в этом мире.
В лучших традициях тинейджерских мечтаний есть Система, которая по умолчанию пожирает всё вокруг, и которую надо уничтожить, в том числе и изнутри. Необходимость этого уничтожения оправдывает любую асоциальность поведения героев, превращая их в положительных персонажей по факту восстания против истеблишмента. При этом сама Система, её устройство и внутренний механизм показываются весьма условно, «чудовищность» её концентрируется в имущественно-классовом расслоении, жестокости
полицейских операций (которые, однако, не в силах ни глобально решить проблему «племён», ни остановить частные перемещения и выкрутасы героев – полиция тут в лучших традициях антиутопий низкого пошиба одновременно крайне жестока и до категорической некомпетентности всех задействованных лиц неэффективна) и намёках на таинственные «правительственные» (они всегда правительственные) эксперименты на людях.
Герои бегают от Системы, и каждая их остановка используется как повод скинуть на читателей ещё несколько перегруженных заковыристыми словечками концептов. Сами по себе концепты довольно любопытны, но малый объём и заданная скорость движения сюжета затирают их в белый шум поверхностных деталей. Мир комикса оказывается потенциально интересным, но невыносимо сумбурным. Создаётся впечатление, что убийственно демонстративная «крутость» и образ общей «информационной насыщенности» для автора важнее хоть сколь-нибудь глубокого раскрытия как мира, так и персонажей, индивидуальность каждого из которых если и существует, то принесена в жертву визуальному воплощению и месту в сюжете. В результате хоть сколько-нибудь волноваться за героев не получается, и их личные трагедии оказываются ещё одним звуком в том самом белом шуме.
Мне даже сложно сказать, какова во всём этом доля вины художника, но отвратительный рисунок явно как минимум усугубляет ситуацию. Грязное, мутное, рваное перегруженное пространство страниц комикса населенное кривыми уродцами. Да, я знаю, что у художников есть номинация на Айснера! Мне плевать: эта дрянь всё равно практически нечитабельна. Покраска, конечно, сильно подпортила ситуацию, но даже без неё без нервного тика можно смотреть лишь на некоторые страницы.
И отдельный мелкий момент: время действия. Да, я понимаю, что мир не стоит на месте, и несправедливо, например, предъявлять претензии к автору, которому точка «пятьдесят лет спустя» казалась временем высокотехнологичного будущего. Но Accelerate опубликован в двухтысячном, а события, которые нам показывают, происходят в… 2015-2016-ом. В киберпанк-Лос-Анджелесе, где «почти каждый младше пятидесяти – химическое дитя, которое не должно было родиться». Герои комикса родились в 90-х, если не раньше. Автор, чем ты думал?!
Я понимаю, что это мелкая глупая ошибка, но дело как раз в этом: это мелкая, глупая ошибка, не сделать которую было бы элементарно.
